Создание кафедры

Создание кафедры

Среди элементов выстрела особой сложностью отличаются взрыватели и дистанционные трубки. Это сложные автоматические устройства с десятками, а иногда и сотнями мелких деталей высокой точности, работающих в сложной кинематической и огневой связи и при этом в условиях колоссальных инерционных нагрузок, воздействующих на них в момент выстрела и при достижении боеприпасом цели.

Вернидуб И.И. На передовой линии тыла. – М.:
ЦНИИНТИКПК, 1994. – С. 12
 

Весной 1938 г. студенты двух первых курсов КМММИ (Краснознаменного Московского механико-машиностроительного института им. H.Э. Баумана – так с 1930 г. назывался старейший инженерный вуз страны) сдавали сессию и готовились перейти на специальные факультеты, чтобы впоследствии получить дипломы инженеров в области паровозостроения, станкостроения, текстильной промышленности. Они еще не знали, что осенью резко изменят свои планы и в дальнейшем получат совсем другие специальности, необходимость в которых особенно возросла в связи с приближающейся войной...

В том году по решению правительства в КМММИ были созданы два новых факультета оборонного профиля: артиллерийский (Е) и боеприпасов (H), причем с учетом требований промышленности вуз был выведен из подчинения Комитету высшей школы и передан под руководство Наркомата вооружения.

Открытие новых специальностей именно в МВТУ было обусловлено рядом причин:- существовала исторически сложившаяся школа подготовки инженеров, имеющая мощную общетехническую и научно-методическую базу;

- можно было относительно быстро создать собственные научные и педагогические школы на основе укомплектования штатов преподавателей преимущественно из числа собственных выпускников – носителей «бауманских» традиций;

- благодаря расположению в Москве можно было привлечь ведущих специалистов из промышленности и специализированных научных и учебных организаций (прежде всего – Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского).

На факультете H было организовано две кафедры, одна из которых – ПБ-H («Производство боеприпасов») – стала родоначальницей ныне существующих кафедр СМ-4 и нашей – СМ-5. Первым заведующим кафедрой стал д.х.н., проф. Горст А.Г. – специалист в области взрывчатых веществ; он во многом способствовал становлению факультета и кафедры. Подготовка инженеров была организована по специальности «Боеприпасы и взрыватели» со специализациями «Снаряды, мины и авиабомбы» и «Взрыватели». Таким образом, специальности по профилю нашей кафедры свыше 65 лет, она одна из старейших на факультете.

Зачисление первых студентов началось в июне, в июле была утверждена структура факультетов. К 1 сентября все группы 1–4 курсов были укомплектованы студентами, причем на старшие курсы принимались лучшие студенты других факультетов. На этом первом, очень трудном, этапе развития происходило становление педагогического коллектива, создание учебных лабораторий и оснащение их образцами техники и методическими пособиями.

... Осенью 1941 г. студенты факультетов «H» и «Е» должны были впервые приступить к выполнению дипломных проектов, темы которых были утверждены и выданы еще весной. После начала Великой Отечественной войны, по решению Государственного комитета обороны, студенты выпускного курса без защиты дипломов были направлены в промышленность. Студенты младших курсов пошли в Московское народное ополчение, участвовали в строительстве оборонительных сооружений.

Преподаватели специальных кафедр остались без студентов; часть из них ушла на фронт, остальные включились в активную научную работу, направленную на помощь оборонным предприятиям. В мастерских изготовлялось оружие; в специально созданном КБ была разработана конструкция противотанкового ружья.

Сильно поредевший коллектив факультетов в октябре 1941 г. был эвакуирован в Ижевск. О трудностях, с которыми столкнулась молодая кафедра в эвакуации, можно судить по воспоминаниям Серафимы Сергеевны Калининой, одного из первых преподавателей кафедры, работавшей на факультете со дня его основания: «Вначале Училище размещалось в разных необорудованных помещениях. Занимались и в таких «аудиториях», где студенты сидели на скамейках в шубах, валенках, рукавицах, а доску заменяла голландская печь. Наличие учебных пособий: по одной штуке взрывателей РГМ-2, КТД и АГДТ и одна книга с описанием устройства и действия».


Первый выпуск инженеров, подготовленных на факультете H, состоялся в 1944 г., после возвращения Училища из эвакуации (25 мая 1943 г. было восстановлено историческое название – Московское высшее техническое училище им. H.Э. Баумана). Среди выпускников – будущие известные конструкторы взрывателей Клебанов И.Д. (отмечен приказом по институту и отраслевому наркомату как студент-отличник) и Пчелинцев В.И. (впоследствии – директор HИИИ), Потапов К.H.– начальник Главного управления Министерства машиностроения СССР, многолетний председатель Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) кафедры.


И вновь воспоминания С.С. Калининой: «В июне, после первой защиты, было решено торжественно ее отметить. В условиях карточной системы собрали талоны на мясо, хлеб и крупу и сдали в ресторан «Hациональ». На торжественном вечере первого выпуска присутствовали министры Б.Л. Ванников и Д.Ф. Устинов. За хорошее проведение и организацию первого выпуска оба министерства – боеприпасов и вооружения – всех нас, сотрудников факультета, премировали двухмесячными окладами».


Коллектив кафедры делал все возможное и невозможное для быстрого налаживания учебного процесса, оснащения лаборатории новейшим оборудованием и образцами изделий. В это же время устанавливаются связи с Военной артиллерийской академией им. Ф.Э. Дзержинского, которые в дальнейшем постоянно укреплялись: лекции по специальным курсам читали профессора Академии; под их руководством началась подготовка первых постоянных кадров преподавателей.

Все это было направлено на подготовку крайне нужных стране специалистов-боеприпасников. Большую помощь оказал нарком Горемыкин П.H., который направил для руководства кафедрой главного инженера главка Соловьева H.Л. (он возглавлял кафедру с 1943 по 1947 г.).


В 1947 г. происходит структурная реорганизация: на базе факультетов Е и H образуется новый факультет – РТ (34) – ракетной техники. Кафедру боеприпасов, получившую название H-331к, возглавил начальник главка С.Я. Бодров.


В 1953 г. факультеты H и Е объединяются, и образуется новый факультет – № 6; его деканом и заведующим кафедрой (ее новое название – 33-1) становится к.т.н., доцент И.Д.Федотов. В 1955 г. факультет РТ был переименован в «Машиностроительный» (МС), а «Шестой» – в «Механический» (М).

Факультету Н посвящена появившаяся в начале 50-х годов шутливая студенческая песня (ее автор – Б. Сендеров, мелодия – народной песни «Дубинушка»):


Кто на Н к нам попал,
Тот грустить перестал.
Ведь на Н не житье, а малина.
Мы, механики, соль, а технологи – ноль.
Ну, а сварщики – просто дубины*.
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем.
Эх, дубинушка, сама пойдет.
Подернем, подернем,
Да ухнем…
Вот уж солнце стоит,
А студент все не спит:
Над проектом согнул свою спину.
Сто экзаменов сдал,
Сто зачетов страдал,
Но… остался дубина дубиной.
Припев


   * - Одно время на младших курсах почему-то существовал единый лекционный поток из студентов факультета Н и кафедры СП («Сварочное производство») факультета МТ.

Шли годы, рос контингент студентов, увеличивался преподавательский состав, но было и немало трудностей. Учебный процесс по специальной подготовке вели профессора В.И. Акин и К.П. Станюкович, доценты В.Д. Хазов, И.В. Харизоменов, В.И. Титов, И.П. Кузнецов, П.И. Козырев, И.П. Кунаев, С.Ф. Корндорф, Г.Г. Ремпель, И.Д. Федотов, Н.Н. Соколов, ассистент С.С. Калинина. Устанавливаются связи с Артиллерийской академией, лекции читают ее преподаватели – Н.П. Быжко, М.Е. Катанугин, В.В. Королев.


В это время заметно усиливается научная работа на кафедре и активизируется подготовка собственных преподавательских кадров. В круг научных интересов кафедры вошли проблемы более глубокого исследования физических процессов и явлений, протекающих при функционировании боеприпасов. Следует особо отметить интересную работу молодого еще кандидата технических наук Г.С. Батуева, посвященную вопросам заданного дробления корпусов боеприпасов.


Большое значение имело для отрасли введение на факультете и кафедре подготовки инженеров по так называемому «ускоренному» циклу: слушатели, имеющие большой опыт в промышленности, за два года получали в Училище солидную теоретическую подготовку. Из рядов «ускоренников» вышла и П.Д. Куклева – будущий многолетний заведующий лабораторией кафедры.

50-е годы ознаменовались бурным развитием новой, ракетной, техники. Механические взрыватели, которыми до этого занималась кафедра 33-1, уже не могли в полной мере удовлетворять все более жестким требованиям, выдвигаемым промышленностью. Потребовались взрыватели нового поколения – неконтактные, т.е. изделия, работающие в различных диапазонах шкалы электромагнитных колебаний (радио, оптический, магнитный, тепловой, рентгеновский) и реагирующие на акустические поля объектов поражения. Они должны были обладать повышенными показателями по надежности, эффективности, быстродействию, помехоустойчивости. Чрезвычайно актуальными стали задачи всемерного изучения факторов, характерных для условий эксплуатации боеприпасов. Самой жизнью была выдвинута сложнейшая научно-техническая проблема, для успешного решения которой были необходимы иные научные и методические основы. Указанные причины и послужили основанием для организации нашей кафедры.

31 мая 1955 г. Минвуз СССР обязал МВТУ организовать в составе «Механического» факультета кафедру по подготовке инженеров и научных работников в области проектирования взрывателей, а также для проведения научных исследований в этой области. Специальность называлась «Электромеханические взрыватели» и имела номер 0547. 

Днем рождения кафедры считается 3 мая 1956 г . – такова дата приказа ректора МВТУ № 478 о создании кафедры как самостоятельного подразделения Училища. С этого времени и до 1978 г. ее возглавлял видный специалист в области точного приборостроения и временных устройств И.П. Кунаев. В дальнейшем заведующими кафедрой были д.т.н., проф. М.П. Мусьяков (1979–1992 гг.) и к.т.н., доц. В.А. Пылаев (1992–1994 гг.). С 1994 г. по настоящее время кафедрой руководит д.т.н., проф., лауреат премии Правительства РФ В.К. Хохлов. Первыми штатными сотрудниками новой кафедры явились к.т.н., доц. Г.С. Батуев, к.т.н., доц. С.Я. Бодров, ассистенты С.С. Калинина, Б.М. Горчаков и С.Н. Спасский; инженеры В.С. Евсеев и А.К. Ефремов. Начали свой путь в науке будущие ведущие преподаватели кафедры, а пока аспиранты Ю.В. Голубков, М.П. Мусьяков, А.А. Федосов, и М.Г. Покровский.


Единый «Машиностроительный» факультет, включавший девять кафедр, был создан в 1959 г.; в его составе уже была новая кафедра, которая некоторое время называлась М-6, в 1961 г. получила наименование М-5 и затем (в 1989 г., в связи с созданием факультета «Специальное машиностроение») нынешнее – СМ-5.

Дерево кафедры выглядит следующим образом:
Период Факультет Наименование
кафедры
1938-1947 Н ПБ-Н
1947-1953 Н 331к
1953-1955 № 6 33-1
1955-1959 «Механический» М-6
1959-1989 «Машиностроительный» М-5 (с 1961 г.)
1989 - по н/в «Специальное
машиностроение»
СМ-5


В соответствии с приказом МВ и ССО СССР № 92с от 10.08.1970 г. и № 115с от 25.08.1971 г., письмом ММ СССР № 10-4433 от 02.11.1970 г. и приказами ректора МВТУ № 16/У от 12.01.1972 г. и № 132/У от 21.03.1973 г. кафедра приступила к подготовке инженеров по двум специальностям: «Проектирование и производство электромеханических взрывателей» (0547) – две группы и «Проектирование и производство радиолокационных взрывателей» (0575) – одна группа. В учебные планы был включен ряд новых дисциплин, главным образом, радиотехнического и оптико-электронного направлений.


В этот период, т.е. в 60–70-е годы, на кафедре происходило формирование штатного преподавательского состава, способного вести учебный процесс на современном уровне, главным образом за счет собственных выпускников, причем следует отметить большую устойчивость этого состава. Именно в этот период происходило сплочение кафедры как коллектива единомышленников, создавался дух товарищества и взаимопомощи, сохранившийся до сих пор. Заведующий кафедрой проф. И.П. Кунаев вел разумную кадровую политику, стремясь к тому, чтобы молодые преподаватели быстрее становились на ноги, используя богатый опыт старшего поколения. Выдающуюся роль в этом смысле сыграл д.т.н., проф. Г.С. Батуев, создавший научную школу в области проектирования механических систем взрывателей и испытаний и воспитавший немало специалистов в этой области (А.А. Федосов, А.К. Ефремов, Ю.С. Саратов, В.И. Козлов, В.М. Метальников, Н.Н. Симоненко и др.).

М.Е. Катанугин
К.т.н., профессор,
лауреат Гос. премии СССР
Г.А. Окунь
К.т.н., дважды лауреат Гос. премии
И.М. Коган
Д.т.н, профессор

На кафедре работали д.т.н., проф. П.П. Месяцев, специалист в области надежности радиосистем (с 1960 по 1964 г.), бывший начальник факультета боеприпасов Артиллерийской академии к.т.н. М.Е. Катанугин (с 1947 г. как совместитель, с 1960 г. – как штатный преподаватель, в 1966 г. ему было присвоено звание профессора); по совместительству – крупный теоретик в области радиовзрывателей д.т.н., проф. И.М. Коган; выдающийся конструктор механических взрывателей Г.А. Окунь. Большой вклад в развитие кафедры и совершенствование учебного процесса внесли О.Н. Богданов и А.В. Орловский (оба выполняли обязанности заместителей заведующего кафедрой). Последнему принадлежит особая заслуга в постановке цикла дисциплин по радио- и микроэлектронике и создании соответствующего лабораторного практикума. Начали работу недавние выпускники В.И. Козлов (выпускник 1962 г.), В.А. Ковригин (1963), Н.С. Соболева (1963), В.А. Пылаев и В.К. Хохлов (1964), В.П. Воронков (1968).

О.Н. Богданов
К.т.н., доцент
А.В. Орловский
К.т.н., доцент

В.П. Воронков
Ст. преподаватель,первый зам.

руководителя НУК «СМ»

Приказом МВ и ССО и ММ СССР № 453/95 от 21.04.77 г. при МВТУ им. Н.Э. Баумана был организован Совет по координации учебно-методической работы кафедр вузов, ведущих подготовку по специальностям 0547 и 0575. В Координационный совет вошли представители ММ СССР и его предприятий, Минвуза, родственных кафедр. Кафедра М-5 была определена как головная и базовая по оборонной специальности. На Координационный совет была возложена выработка рекомендаций по повышению качества и корректировки содержания подготовки специалистов и учебно-методической деятельности кафедр и дальнейшему укреплению связи научно-педагогических коллективов с предприятиями отрасли.

В настоящее время кафедра возглавляет Учебно-методическую комиссию (УМК) по специальности «Автономные информационные и управляющие системы». Разработка государственных стандартов по специальности осуществляется совместно с родственными кафедрами вузов России, входящих в УМК: Балтийский государственный университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, СПб; Пензенский государственный университет; Самарский государственный технический университет; Новосибирский государственный технический университет; Дальневосточная высшая государственная морская академия, Владивосток; Московская государственная академия приборостроения и автоматики. Кроме того, кафедра представлена в Учебно-методическом объединению по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации и в Учебно-методическом совете по направлениям 550200 и 651900 «Автоматизация и управление»,

Появление и развитие высокоточных боеприпасов привело к усложнению функций взрывателей как систем управления средствами поражения. Потребовалось существенно пересмотреть концепцию подготовки инженеров, и в 1988 г. прежние специальности были преобразованы в специальность 210800 – «Радиоэлектронные и электромеханические приборные устройства» с тремя специализациями: А – Приемо-передающие модули; Б – Устройства обработки сигналов; В - Электромеханические устройства. В учебном плане появились такие дисциплины, как «Микроэлектроника», «Радиотехнические цепи и сигналы», «Статистическая радиотехника», «Основы ближней локации», «Схемотехническое проектирование и синтез приемо-передающих модулей», «Схемотехническое проектирование и синтез устройств обработки сигналов», «Методы моделирования».

К работе на кафедре были привлечены засл. деятель науки РФ, лауреат Гос. премии д.т.н., проф. Б.И. Шахтарин, крупный специалист в области радиотехнических систем, и выпускник кафедры СМ-7 засл. деятель науки РФ д.т.н., проф. Ю.М. Астапов, начавший читать курс по управлению техническими системами.

Традиции кафедры успешно поддерживают преподаватели «второй волны» – д.т.н., проф. Лабунец Л.В., д.т.н., проф. Борзов А.Б., доценты Г.Г. Ванеев , С.В. Суворов, А.Н. Иванов, Г.Л. Павлов, В.Б. Стешенко; за последнее время к ним прибавились кандидаты наук К.П. Лихоеденко, А.В. Бумагин, В.Б. Сучков, А.Л. Назолин, Ю.А. Сидоркина. С ними ветераны связывают надежды на то, что и в будущем кафедра сохранит свои позиции и приумножит достигнутые в прошлом успехи.

В последующие годы кафедрой были приняты меры, направленные на существенное повышение уровня учебно-методической и научной работы. Необходимость принятия этих мер была обусловлена и рядом объективных факторов: появились принципиально новые системы вооружений и оружия, более совершенная элементная база, новые информационные и компьютерные технологии. Способностью получать информацию , автоматически обрабатывать ее в соответствии с заданным алгоритмом (обнаружение, распознавание и пеленгация объектов) и выдавать управляющее воздействие (команду) на исполнительное устройство в современных условиях обладают не только взрыватели как системы управления средствами поражения, но и другие системы различного назначения. Их специфические особенности – нестационарность процессов, ограниченность времени принятия решения, наличие дестабилизирующих факторов и др. – требуют создания специальной теоретической базы для решения проблем фундаментального характера.

Приказом Министерства образования РФ специальность 210800 получила название «Автономные информационные и управляющие системы (АИУС)» , в рамках которой подготовка инженеров осуществляется по трем специализациям:

  • 210801 «Автономные локационные и управляющие системы» – эти системы, в том числе системы ближнего действия (СБЛ), осуществляют обнаружение, распознавание, фильтрацию, разрешение и измерение параметров локационных сигналов, что позволяет решать различные задачи, связанные с определением формы и размеров объектов, а также с измерением параметров их движения и оптимальным управлением.
     
  • 210802 «Обработка сигналов в автономных управляющих системах» – профессиональная деятельность специалиста данного профиля связана с трактами обработки сигналов в АИУС, а также с методическим, алгоритмическим, программным и аппаратурным обеспечением систем; фактор априорной неопределенности обусловил применение адаптивных, робастных и непараметрических методов обработки сигналов.
     
  • 210803 «Автономные мехатронные системы управления» – это структурно сложные системы, включающие в себя микросенсорные устройства, блоки обработки информации и выдачи управляющего воздействия на исполнительные элементы; в этих системах, находящихся в экстремальных условиях эксплуатации, элементы электромеханики и электроники интегрированы со средствами вычислительной техники.

По запросу промышленности и НИИ в рамках специальности 210800 кафедра может организовать подготовку инженеров по двум специализациям:

  • 210804 «Автономные локационные системы управления средствами поражения» – в этих высокоточных системах комплексно используются поля целей различной физической природы для решения задач обнаружения и распознавания.
  • 210805 «Контактные и дистанционные системы управления средствами поражения» – в современных системах данного типа находят применение микросенсорные и спутниковые технологии навигации и связи для решения задач, связанных с обнаружением и классификацией целей, осуществляется неконтактный ввод информации о дальности до цели и о параметрах ее движения.   

В 1996 г. разработан Государственный стандарт высшего и профессионального образования по специальности 210800 с учетом новых требований к подготовке специалистов и конверсии оборонной промышленности. Концепция подготовки инженеров базируется на квалификационной характеристике выпускника кафедры СМ-5, основным видом деятельности которого ныне является системо- и схемотехническое проектирование и конструирование АИУС систем боеприпасов и конверсионных систем с учетом перспективного уровня развития.

Особенностью нового учебного плана и программ соответствующих дисциплин является дальнейшее совершенствование учебного процесса. Вводятся новые дисциплины – по моделированию АИУС и нейрокомпьютерным информационным технологиям, современным интегральным технологиям ПЛИС и методам САПР.

Многие учебные дисциплины возникли на основе обобщения результатов, полученных при проведении работ соответствующими школами. В научных группах кафедры и в отделах СМ2-2 и СМ2-7 осуществляется сквозная индивидуальная подготовка студентов к самостоятельной научной и практической инженерной работе, в том числе в научных группах и в отделах. 

На кафедре созданы учебные лаборатории по основным направлениям подготовки специалистов в области систем ближней локации, обработки сигналов и автономных мехатронных систем управления. Создан вычислительный центр; установленные современные ПК включены в локальную сеть, которая объединяет вычислительные ресурсы кафедры для более эффективного их использования в организации и проведении учебного процесса, организации единого программного и документального оборота и при выполнении НИР. В перспективе возможна организация обучения студентов и по дистанционной форме с использованием доступа в Интернет. Начальник ВЦ – И.В. Иванова (выпускница 1976 г.); на ВЦ также работают Л.Ф. Воропаева (1963 г.), М.В. Денисова и Т.В. Рыбакова.

Нельзя не назвать сотрудников из числа учебно-вспомогательного персонала, кому кафедра многим обязана: это – заведующие лабораторией П.Д. Куклева, М.И. Сметанников, К.И. Ленчик; (в настоящее время – выпускник кафедры В.Б. Федосеев); учебные мастера В.Ф. Петухов, В.Д. Есин, А.П. Федорович; секретари кафедры В.А. Алексеева (Хайдина), Т.А. Измайлова, Н.И. Смирнова, Г.М. Кузичева, С.В. Александрова. Знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» награждена Л.М. Журкина – ветеран кафедры.

За период существования кафедра выпустила около 3000 специалистов по дневной форме обучения; кроме того, в свое время велась подготовка по вечерней форме и, как сказано выше, «ускоренной»

Назад